Зачем нужна школьная адаптация?

Сентябрь начался.  Вместе с ним пришла пора мероприятий, статей и мастер-классов, посвящённых адаптации к школе и детскому саду. Я захожу на десятки интернет ресурсов в поисках информации об образовании. Практически на каждом из них можно увидеть материалы по адаптации.

Созданы различные методы, помогающие привыкнуть к школе. Есть сотни исследований и попыток решения проблемы школьной мотивации у детей.Обсуждаются разные стороны школьной жизни, детской психологии. Детям ставят диагнозы: гиперактивности, семейных проблем, нарушения характера. Но никто не задаётся вопросом, что же это за место такое, школа?

Место, куда приходят учиться, многие с желанием, интересом и любопытством, а выходят с ощущением тяжести и неприятия к образованию.  Действительно ли она так необходима? И зачем нужна адаптация к ней?

Дело в том, что ребёнок от природы любопытен. Ему интересны тысячи вещей и дел. Он проводит много времени в игре. Немецкий психолог и философ Эрих Фромм писал: «Ребенок в игре моделирует свою взрослую жизнь, творит самого себя». Но в школе его ждёт совершенно иная среда.

Никто не будет следовать за ним, спрашивать, слушать о желаниях и интересах, увлекать, заинтриговывать чудесами науки. От него потребуется выдержка, терпение, готовность к многочисленным повторам в тренировках письма и счёта. Придётся стараться быть не хуже других или на худой конец, закрепиться в массе середнячков. Движение, игры, которые он так любит, сведут к минимуму.

К таким условиям нужно долго адаптироваться. Дети справляются с адаптацией по-разному. Кто-то становится хорошим ребёнком, отличником, любимчиком учителей, а кто-то попадает в ранг отверженных или весёлых дурачков.

В школе никому не интересны детские чувства. Главное успеваемость и поведение, соответствующее принятым в классе правилам. Но именно чувства свидетельствую о том, насколько малышу комфортно в новых условиях, насколько они ему подходят.

Состояние ребёнка, впервые попавшего в школу, хорошо описывает Михаил Зощенко в автобиографическом рассказе «Не надо врать»:

«Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневники отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно. А я был очень маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне было всего семь лет. И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

Не заставляет себя ждать описание первой полученной единицы:

«Я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не 
знал, что за это бывает. 
В грустном настроении я зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.»

Как мы видим, со времён детства Зощенко ничего не изменилось. У нас всё ещё есть гимназии и оценки ставятся за каждый урок, единицы и двойки вызывают ужас. В школе большинство учителей жалуются на отсутствие интереса к учёбе у детей. Ученические дневники пестрят записями: не слушал урок, отвлекал соседа по парте, не выполнил домашнее задание.

Из бесед с учителями и директором родителю предлагается сделать только один вывод: «Ваш ребёнок неудобен. Сделайте так, чтобы у школы не было с ним проблем».  Но как какой-либо родитель может решить проблемы учителя с его ребёнком за учителя?

Иногда просят каждого родителя повлиять на отношения в классе, прочитав мораль о поведении дома. Как родитель может влиять на отношения в классе? Разве он собрал этот класс? Он проводит в нём уроки? Он является руководителем школьной деятельности? Нет. Более того, никто его туда не пустит. Так почему же родитель должен решать проблемы школы?

Помню, 1 сентября моей дочери в первом классе. Она была абсолютно счастлива. В конце учебной недели она пришла и разочарованно сказала: «Я думала, школа – это весело. А оказалось, школа ещё хуже, чем садик».
Учительница начальных классов, говорила на собраниях: «Единственная мотивация первоклассника к школе: учиться ради мамы. Другого способа замотивировать нет».

Я ей охотно верю. Сложно представить себе ребёнка весёлого, жизнерадостного, подвижного, добровольно идущего в школу. В ней ему придётся сидеть за партой многие часы, делать только то, что скажут, изучать неинтересные ему предметы. Действительно, пожертвовать собой можно только из страха потерять мамину любовь.

Вырастая, такие дети становятся взрослыми, не верящими в себя, занимающимися неинтересной работой, живущими с ненужными им людьми, страдающими от депрессий и зависимостей.

Говорят, что депрессия – чума современного общества. Я думаю, депрессия – защитный механизм, единственный ответ, который вырабатывает человек, с детства привыкший подавлять свои чувства, заслуживать любовь и игнорировать свои желания. Такова расплата за отказ от себя ради любви родителей, социализации и школьных знаний.

Поэтому школьная адаптация необходима. Но адаптировать нужно не ребёнка к неподходящим ему условиям, а школу к детскому миру и его потребностям.

Автор: Анастасия Сёмочкина

Расскажите друзьям! Поделитесь этой статьей с друзьями в любимой социальной сети. Спасибо!