Эго-состояние

Эрик Берн (1964) определил эго-состояние как:  «согласованный набор чувств и 
переживаний, непосредственно связанный с соответствующей устойчивой моделью
поведения» 

Пол Федерн, выдвинувший идею эго-состояния, рассматривал его, как совокупность восприятия личностью себя и окружающего внешнего мира в данный момент времени. Он предположил, что прошлые эго-состояния сохраняются в памяти в целостном виде.

Берн выделил три вида эго-состояний:

  1. эго-состояния, относящиеся к прошлым переживаниям себя как личности, которые он назвал эго-состояниями Ребенка;
  2. эго-состояния, связанные с опытом взаимодействия с могущественными значимыми другими, которые он назвал Родительскими эго-состояниями;
  3. эго-состояния, отражающие текущее переживание реальности «здесь и сейчас», которые он назвал эго-состояниями Взрослого.

Люди часто воспроизводят прошлые эго-состояния, и когда это происходит, они действуют таким образом, как будто эти архаические эго-состояния являются частью их теперешней реальности. Их поведение имеет определенные характеристики, которые можно наблюдать. Таким образом, можно делать выводы о происходящих внутренних ментальных процессах, основываясь на прямо наблюдаемом поведении. Это открытие легло в основу транзактного анализа. 

Берн изображал каждый из трёх наборов эго-состояний в виде кружка на диаграмме структуры личности.
 

Модель эгосостояний первого порядка
Рис. 1 Структурная модель эго-состояний первого порядка


В каждый момент времени катексис (психологическая энергия), в основном, направляется в контакт с одним эго-состоянием, так что личность будет находиться в эго-состоянии Ребенка, эго-состоянии Родителя или контактировать с реальностью «здесь и сейчас» через Взрослое эго-состояние и демонстрировать это через характерные паттерны мышления, чувств и поведения. Эго-состояние Ребенка будет соответствовать ребенку определенного возраста так же, как Родительское эго-состояние будет отражать опыт, связанный с конкретной родительской фигурой, имевший место в конкретный период времени.

Обычно в практике транзактного анализа принято говорить, что индивид находится в эго-состоянии Ребенка или просто «в Ребенке».  В текстах по транзактному анализу слова Родитель, Взрослый, Ребенок пишутся с заглавной буквы, если подразумевают соответсвующие эго-состояния, а слово «эго-состояние» часто опускается.

Расскажите друзьям! Поделитесь этой статьей с друзьями в любимой социальной сети. Спасибо!